Модель воспитательной системы в шестой день.

В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования Республики Беларусь, является организация воспитательной работы в шестой день. Ежегодно возникает необходимость в более продуманной организации в этот день недели досуга детей и подростков, привлечения их к занятиям физкультурой и спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, к участию в работе различных клубов и объединений, занятиях по интересам, рациональной организации трудовой, культурно-досуговой, общественно полезной деятельности.

Организованная деятельность  в субботний день увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными в образовательном процессе. Поэтому возникла необходимость упорядочения деятельности педагогического коллектива в 6-й  день, создания программы воспитательной работы, содействующей развитию социальной — трудовой и общекультурной компетентности личности, её самоопределению в социуме, раскрытию творческого потенциала, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Цель: обеспечение необходимых условий для деятельного, продуктивного, творческого досуга учащихся.

Задачи:

укрепление и развитие воспитательных функций учреждения дополнительного образования, расширение состава субъектов воспитания;

координация и укрепление взаимодействия учреждения дополнительного образования, школы,  семьи, других заинтересованных организаций и служб;

определение  приоритетных направлений   работы с детьми в субботний день;

создание условий для обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения.

Модель представляет собой упрощённое, определённым образом схематизированное отражение явления. Модель воспитательной системы — это описание той действующей или будущей системы, которую создали или создадут     педагоги,                   воспитанники и их родители, учреждения дополнительного образования детей.

Данная модель воспитательной работы в 6-й день разработана на основе социального заказа государства, с учетом сегодняшних условий развития ГУДО «ЦТДиМ «Світанак» и социально-экономических условий. Систематизирующим компонентом воспитательной системы является ребёнок с его реальными интересами, потребностями, нуждами.

В основу модели воспитательной работы в 6-й день положены принципы гуманизма, сотрудничества и сотворчества, единства воспитания, обучения, развития и социализации.  Это необходимое условие для взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Принципы реализуются в единстве образовательной и воспитательной деятельности учащихся, в формировании у них общественно необходимых социальных ориентаций.

Модель нацелена на:

  • формирование социокультурных компетентностей;
  • активной творческой и гражданской позиции;
  • профессионального самоопределения.

Данная система воспитательной работы в 6-й день предполагает учёт особенностей учащихся, развитие их активности, организацию досуга. Учащийся рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний.

При организации воспитательной работы в шестой день недели особое внимание уделяется различным аспектам гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического и эстетического воспитания, формированию здорового образа жизни через информационно-просветительскую, коллективно-творческую и социально полезную деятельность.

Учащиеся имеют возможность, исходя из своих интересов и потребностей, принять активное участие в разнообразных мероприятиях. Воспитательная работа в Центре творчества детей и молодежи организуется как в рамках одного объединения по интересам, непосредственно для его учащихся, так и для всех учащихся с учетом возрастного ценза. Планированием, организацией и проведением досуга учащихся в шестой день занимаются методисты, культорганизатор, педагоги Центра.

Для достижения результатов модель воспитательной работы включает в себя следующие направления работы:

  • «Я-гражданин!»
  • «Пионерская орбита»
  • «Экология»
  • «Здоровье»
  • «Милосердие»
  • «Творчество»
  • «Профессиональная ориентация»
  • «Семья»«Я – гражданин!»

    Цель: способствовать становлению позиции гражданина, повышению правовой и информационной культуры учащихся, информировать о правах и обязанностях, основах белорусского законодательства и государственного устройства, современной внутренней и внешней политике Беларуси.

    «Милосердие»

    Цель: привлечение учащихся Центра к социально-значимой деятельности, развитие социальной инициативы; воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности.

    Реализация проекта «На одной волне».

    «Экология»

    Цель: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры личности учащихся, мотивации к сохранению окружающей среды, развитию ответственного отношения к окружающей среде и результатам своей деятельности, развитие активной жизненной позиции в бережном отношении к природе.

    «Здоровье»

    Цель: формирование ценностного отношения подростков к собственному здоровью и к жизни в целом, пропаганда здорового образа жизни.

    «Творчество»

    Цель: создание условий для формирования всесторонне развитой, активной, творческой  личности учащегося средствами музыкального и декоративно-прикладного искусства.

     

    «Профессиональная ориентация»

    Цель: содействие формированию у молодёжи осознанного выбора профессиональной деятельности.

    Реализация программы «Выбор».

    «Семья»

    Суббота – это отличная возможность для родителей не только больше общаться с ребенком, но и провести день вместе в Центре творчества детей и молодежи «Світанак», увидеть достижения  своего ребенка, порадоваться его творческим успехам и начинаниям.

    Совместная деятельность детей, их родителей и педагогов  строится на основе сотрудничества, взаимопомощи, доверия и сотворчества.

    «Пионерская орбита»

    Основным координационным центром в деятельности ООО «БРПО» в районе является наш Центр творчества.

    На нашей базе организуются и проходят все ключевые мероприятия пионеров, учеба пионерского актива.

    Полноценное обучение органов самоуправления, возможность проявления детской инициативы и  проведение коллективно-творческих дел  способствует повышению интереса учащихся к работе  пионерских отрядов, дружин.

    Учащиеся  учатся рационально использовать  свое свободное время, проявлять свои лидерские и творческие способности.

    Для реализации модели воспитательной работы в шестой школьный день используются разнообразные формы воспитательной работы:

    — проектная деятельность;

    — тематические программы;

    — фестивали, конкурсы, выставки творческих работ;

    — игровая деятельность;

    — праздничные программы;

    — спортивные соревнования;

    — коллективные творческие дела;

    — экскурсии;

    — акции и др.

    Они реализуются отдельно в объединениях, всем коллективом ГУДО «ЦТДиМ «Світанак», совместно со школами.

     

     

             В наше время культурно-досуговая деятельность имеет великое множество видов и форм. Она является неотъемлемым механизмом воспитания, образования и социализации не только детей и подростков, но всех и каждого.

    Организационно-содержательное наполнение 6-го школьного дня в «Центре творчества детей и молодежи «Світанак» позволяет не только организовать досуг учащихся с привлечением их к занятиям творчеством, но и сформировать воспитательное пространство, а именно: расширить сеть объединений по интересам, привлечь «трудных» детей, родителей к совместной деятельности.

    Реализация модели 6-го школьного дня предполагает достижение следующих результатов:

    — расширение сферы услуг для социума;

    — обеспечение оптимального сочетания технологий, форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся;

    — сокращение пространства девиантного поведения учащихся, увеличение охвата учащихся, стоящих на различных видах учета, позитивными формами досуга;

    — снижение интеллектуально-эмоциональной нагрузки учащихся;

    — повышение уровня вовлечения родителей в воспитательное пространство 6-го школьного дня.