Шестой день

Роль ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Світанак» Пуховичского района» по координации работы

в 6-й школьный день

 

  1. В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования Республики Беларусь, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. Государственное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи «Світанак» является координирующим центром воспитательной работы в 6-й школьный день.

Создана модель воспитательной работы в 6-й школьный день на основе социального заказа государства, с учетом сегодняшних условий развития ГУДО «ЦТДиМ «Світанак» и социально-экономических условий.

Целью модели воспитательной работы является обеспечение необходимых условий для деятельного, продуктивного, творческого досуга учащихся.

Задачи:

  • укрепление и развитие воспитательных функций учреждения дополнительного образования, расширение состава субъектов воспитания;
  • координация и укрепление взаимодействия учреждения дополнительного образования, школы, семьи, других заинтересованных организаций и служб;
  • определение  приоритетных направлений   работы с детьми в субботний день;
  • создание условиий для обеспечения эффективности профилактики асоциального поведения.

Систематизирующим компонентом воспитательной системы является ребёнок с его реальными интересами, потребностями, нуждами.

В основу модели воспитательной работы в 6-й школьный день положены принципы гуманизма, сотрудничества и сотворчества, единства воспитания, обучения, развития и социализации.  Это необходимое условие для взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Принципы реализуются в единстве образовательной и воспитательной деятельности учащихся, в формировании у них общественно необходимых социальных ориентаций.

Модель нацелена на:

  • формирование социокультурных компетентностей;
  • активной творческой и гражданской позиции;
  • профессионального самоопределения.

Данная система воспитательной работы в 6-й школьный день предполагает учёт особенностей учащихся, развитие их активности, организацию досуга. Учащийся рассматривается не только как объект воспитательных воздействий, но и как субъект воспитания: он является участником воспитательного процесса, в котором сам формирует себя как личность под воздействием воспитательных влияний.

Для достижения результатов модель воспитательной работы включает в себя следующие направления работы:

  • «Я-гражданин!»
  • «Пионерская орбита»
  • «Экология»
  • «Здоровье»
  • «Милосердие»
  • «Творчество»
  • «Профессиональная ориентация»
  • «Семья»

Используются разнообразные формы воспитательной работы:

-проектная деятельность;

-тематические программы;

-фестивали, конкурсы, выставки творческих работ;

-игровая деятельность;

-праздничные программы;

-спортивные соревнования;

-коллективные творческие дела;

-экскурсии;

-акции и др.

Они реализуются отдельно в объединениях,  всем коллективом ГУДО «ЦТДиМ «Світанак», совместно со школами.

По итогам реализации модели воспитательной работы в 6-й школьный день в прошлом учебном году можно сделать выводы, что работа проводилась в системе, были охвачены все категории детей. Активно работали в субботний день объединения по интересам, проводились творческие мастерские для родителей (Творческие мастерские: «Волшебный бисер»,  «Вышиванка»,  «Волшебный лоскутик», «В мире шашек», «Белая ладья»). Это позволило приобщить родителей к образовательному процессу, повысить ответственность детей.

Укрепились связи с SOS-детской деревней, где были организованы творческие вечера учащихся — воспитанников деревни, проведен праздник семьи совместно с РО БОКК  «Счастлив тот, кто счастлив дома». В этом году сотрудничество вылилось в проект социального партнерства “Доброе сердце”. Основная идея социального партнёрства как социального взаимодействия в системе дополнительного образования детей включает три этапа:

– установление контактов посредством общения и диалога;

– определение уровней взаимодействия посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов;

– организация совместной целенаправленной деятельности с учётом запросов семьи  (в данном случае SOS-деревни).

Дети из семей SOS-деревни нуждаются в дополнительном внимании и включении в досуговое и творческое пространство учреждения дополнительного образования, которое является социальной средой для их развития, реализации  потенциальных возможностей. Определены совместные мероприятия: День Матери. Вечер «Самая родная и любимая, мамочка моя!», мастер-класс «Что ни соринка, то картинка!», музыкальная гостиная «Ясные зори родной стороны…» (Творчество Игоря Лученка), День Защитника Отечества. Конкурс мальчиков, развлекательно-игровая программа «Смейся от души», День семьи «Отдыхаем всей семьей!».

Мы надеемся, что совместная работа семей SOS-деревни и нашего педагогического коллектива будут способствовать использованию образовательного потенциала семьи, расширению ее общественного участия  в образовательном процессе; организации досуга детей  и подростков в социуме.

Взаимодействие  с государственными и общественными учреждениями и организациями является основополагающим в организации педагогического процесса в целом и 6-го школьного дня, в частности. Содержание работы определяет программа социального партнерства “Шаги навстречу”, которая действует в Центре несколько лет.

В рамках проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Світанак» традиционно реализует игровой проект «Один за всех…».  Целью  проекта является приобщение учащихся к различным рациональным видам деятельности,  создание активной и познавательной для подростков игровой среды, способствующей их сомореализации в сфере досуга, коррекции жизненных установок, устремлений.    В этом году для его организации свои усилия объединили  РОЧС, ДОСААФ, социальные педагоги школ города, педагоги ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Світанак». Реализация данного проекта способствует:

  • привитию детям и подросткам необходимых поведенческих навыков посредством игровой деятельности;
  • вовлечению детей, подростков и взрослых в совместную творческую деятельность, обучению их организации рационального совместного досуга;
  • созданию и укреплению функциональных связей между организациями и учреждениями, занимающимися организацией и обеспечением детского досуга, укреплением здоровья, профилактикой противоправных действий.

Направление «Пионерская орбита» было наполнено содержательными общественно значимыми делами районной пионерской организации.

С целью  формирования у подрастающего поколения гражданского и патриотического сознания и нравственной позиции в 2016/2017 учебном  году действовал проект «Пионерия – время твоих возможностей»,  посвященный 95-летию пионерского движения.  В рамках проекта проведены пионерский праздник «Мы – пионеры своей страны!»,  РR-акция «Если имя твоё – октябрёнок»,  конкурс волонтерских и тимуровских отрядов «Спешим творить добро!», заочный конкурс по информационному обеспечению деятельности пионерских дружин «ВКлючайся», пионерский слёт «Всегда готов!».

Традиционно в пионерской организации проходят мероприятия, посвящённые  Дню памяти юных героев-антифашистов.  Ключевым мероприятием в 2017 году стал районный пионерский сбор «Память о них жива!».

Для членов ОО «БРПО» запущен совместный с ОО «БРСМ» проект «Добрые сердца во благо Пуховщины». Проект призван вовлечь детей и подростков в социальную практику, развить их созидательную  активность, предоставить возможность проявить себя, реализовать свой потенциал через участие в деятельности тимуровских  и волонтерских отрядов. Среди значимых мероприятий проекта  – благотворительные акции:  «Неделя добра», «Помоги собраться в школу», «Чудеса на Рождество!», «Дом без одиночества», «Ветераны живут рядом», экологические и трудовые акции и операции: «Наш лес. Посади своё дерево», «Зробім!», «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!». Итоги проекта будут подведены на слете лидеров тимуровского и волонтерского движения «Дорогою добра!».

С целью содействия передачи социального опыта от одного поколения к другому по  сохранению и использованию воспитательного потенциала пионерских традиций, символов, ритуалов в деятельности районной пионерской организации в текущем учебном году будет реализовываться проект «На пионерском марше». В рамках реализации проекта планируется проведение семинаров-практикумов, занятий в школе пионерского актива «Лидер», издание методических пособий, обучение парадно-церемониальных отрядов, различные смотры-конкурсы по воспитанию у членов ОО «БРПО» активной гражданской позиции, чувства патриотизма, формирования положительного имиджа пионерской организации.

Среди проведённых районных масштабных мероприятий в 6-й школьный день по экологическому воспитанию –  акция «Зробім!» по благоустройству территории своего региона, общепионерский субботник «Во благо Пуховщины».

С целью обмена опытом по экологической деятельности традиционной стала творческая встреча членов пионерских клубов «Пионеры – друзья природы».

В центре работает Школа пионерского актива «Лидер», которую посещают около 200 лидеров из всех учреждений образования района. В Школе актива проходят занятия в формате  интерактивно-познавательных программ. Наибольший  интерес проявляют ребята к темам:  «Чемодан лидера: развиваем личные качества»,  «Тимуровский менеджмент», «Я – лидер своей организации», «Детская инициатива», «Ученическое самоуправление», «Выборы актива».

Воспитание гражданина, патриота своей страны означает воспитание человека, ответственного за свое будущее. Поэтому большое внимание уделяется  профориентационной работе с учащимися. Разработана и реализуется программа «Выбор». В рамках программы проведены мероприятия: «В волшебном мире профессий», информационно-познавательный час в районной библиотеке «Азбука профессий», тренинг «Успех в профессиональной деятельности», профориентационная игра «Мы выбираем – будущее», тематическая экскурсия в РОЧС «Пожарный – профессия героическая». Со своими педагогами учащиеся посетили Дни открытых дверей в колледже искусств и колледже декоративно-прикладного творчества им. Н.Кедышко. Благодаря проведению ряда мероприятий по профориентации,  у учащихся формируются навыки:

  • культуры организации своей деятельности;
  • уважительного отношения к профессиональной деятельности других;
  • знания профессионально-этических норм;
  • выбора профессии в будущем.

Организационно-содержательное наполнение 6-го школьного дня в ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Світанак» Пуховичского района» позволяет не только организовать досуг учащихся с привлечением их к занятиям творчеством, но и сформировать воспитательное пространство, а именно: расширить сеть кружков, привлечь «трудных» детей, родителей к совместной деятельности.

 

  1. Нет по причине отсутствия собственного помещения.

 

  1. С целью формирования ценностного отношения детей и подростков к собственному здоровью и к жизни в целом запущен постоянно действующий проект «Твоё будущее – в твоих руках». Участниками проекта являются учащиеся 5–6 классов учреждений общего среднего образования г. Марьина Горка.

В рамках проекта для учащихся школ района проходят такие мероприятия, как:

  • интеллектуально-познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни»;
  • интерактивная игра «Звёздный час – ориентиры здоровья»;
  • флешмоб «Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной?!»;
  • валеокафе «Кладовая здоровья»;
  • интеллектуальная игра «О здоровье хочу всё знать».

Реализация данного проекта способствовала обобщению и систематизации знаний учащихся по здоровому  образу жизни,  осознанию ими необходимости разумного проведения досуга, повышению их внимания к вопросам здоровья и здорового образа жизни, формированию представлений  о необходимости защищать себя и  свою жизненную позицию.

 

  1. В ГУДО «ЦТДиМ «Світанак» Пуховичского района» третий год подряд реализуется социально-педагогический проект «Социализация детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья путем предоставления образовательных услуг в системе дополнительного образования». Созданию проекта предшествовал накопленный опыт сотрудничества с ТЦСОН Пуховичского райисполкома, центром дневного пребывания инвалидов.

Для детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья  особую значимость имеют кружки, занятия в которых помогут им в повседневной  жизни.

Педагоги исходят из запросов и возможностей детей и молодых людей и проводят занятия по обучению их бисероплетению, ниточному дизайну, вязанию, другим видам ручного труда.  В данном случае речь идет о молодых людях с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Декоративно-прикладное творчество развивает у них наглядно-образное и логическое мышление,  память, мелкую моторику, точность движения пальцев рук; при этом развивается творческий потенциал учащегося, расширяется круг знаний.

Разработаны программы индивидуального обучения «Шаг за шагом»: «Мой друг – компьютер» (педагог Глинский А.А.), где апробируется дистанционное обучение учащихся, «Ниточный дизайн» (педагог Король Т.А.), «Вязание крючком» (педагог Размыслович Л.В.), «Золушка» (педагог Гнатюк Е.М.). Занятия проводятся на дому и на базе центра дневного пребывания инвалидов.

Существует индивидуальная программа работы с талантливым учащимся в народной студии «Марьинка» в кружке «Художественная вышивка» (педагог Гневчинская Л.Н.)

Работы по индивидуальным программам имеет свои положительные результаты. По результатам опроса родителей, мы делаем выводы, что занятия способствуют удовлетворению запросов учащихся, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не могут посещать занятия со всеми детьми, установлению и развитию социальных связей, получению образовательной информации.

 

  1. В конце учебного года с целью совершенствования педагогического процесса и выявления резервов для повышения качества образования проводится мониторинг работы Центра.

Анализ результатов мониторинга позволяет получить оперативную, точную и объективную информацию о сохранности контингента учащихся,  состоянии результативности образовательного процесса в учреждении; выявить действительные результаты педагогического процесса и получение на этой основе возможности корректировать Программу развития учреждения.

Мониторинг педагогической деятельности позволяет определить затруднения, испытываемые педагогами при организации образовательного процесса.

Анкетирование родителей показало, что они достаточно хорошо осведомлены о работе кружков, в которых занимаются их дети. Почти во всех ответах подчеркивается, что дети занимаются в кружках по собственному выбору, а родители поддерживают их в этом. Почти все опрашиваемые едины в том, что занятия в объединениях по интересам способствуют творческому развитию детей, рациональному использованию ими свободного времени. Некоторые родители хотели бы для своих детей более углубленного изучения выбранного ими вида творчества, подчеркивают, что хотели бы дополнить образование в тех областях знаний, которые не изучаются в школьной программе.

Результаты анкетирования подводят к выводу, что социальный заказ общества на образовательные услуги выполняется педагогическим коллективом успешно в тех условиях, в которых приходится работать в настоящее время. Однако следует обратить внимание на совершенствование работы с одаренными детьми, чтобы удовлетворить их запросы. Более тщательно продумывать формы вовлечения родителей в педагогический процесс.

 

Король Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе